James Bay

James Bay – Chaos and the Calm

Patrick Greenwood: Имя Джеймса Бэя (James Bay) сейчас у всех на устах, его дебютная пластинка штурмует чарты, а я искренне не понимаю причин такого успеха. Давай сегодня попытаемся разобраться, почему этот парень занял второе место в BBC Sound of 2015 и получил BRIT Awards в номинации Critic’s Choice Award.

Ray Highway: Если говорить о BBC Sound of…, то каждый год есть такой парень из глубинки, который изливает свои жизненные переживания в виде баллад под гитару. Например, в 2014 таким был Джордж Эзра (George Ezra), в 2013 Том Оделл (Tom Odell), в 2012 Джэйми Коммонс (Jamie N Commons), кстати, тоже со шляпой на голове. В этом году пришло время Джеймса Бэя. И в принципе, победа в номинации Critic’s Choice Award для меня оправдана, ведь песни Джеймса и вправду неплохо звучат.

James Bay - Chaos and the Calm

P.G.: Альбом называется Chaos and the Calm – хаос и спокойствие. На обложке изображен Джеймс, застывший в дверном проеме в пол оборота, а взгляд его направлен мимо объектива камеры. Если рассмотреть изображение поближе, то на двери можно заметить восточные (китайские?) иероглифы. Что все это значит? Можно ли сказать, что Джеймс стоит на пороге между спокойствием-помещением и хаосом-улицей, с тоской оглядываясь в прошлое? Рэй, давай, без твоего экспертного мнения тут не обойтись!

R.H.: Пока ты вглядывался в иероглифы на двери, я обратил внимание, что цвет среднего сегмента двери вполне мог бы быть темно-синим и тогда получилось бы, что Джеймс стоит напротив двери, окрашенной в цвета национального флага РФ. Вообще я ничего не чувствую в этом снимке, абсолютно, ни капли хаоса и ровно столько же спокойствия. А во взгляде Джеймса читается: “Ты никогда не соберешься. Лучше я на улице постою”.

P.G.: Композиция «Craving» открывает альбом – бодрый куплет переходит в еще более энергичный припев. Голос Джеймса мощный и немного гнусавый, но больше ничего особенного в нем нет.

R.H.: Как это ничего? Есть партия ударных, которая звучит так, будто бы вбивает гвоздь кому-то в голову. Но главное – то, с какой экспрессией звенит голос Джеймса.

P.G.: Следом идет «Hold Back The River» – флагманская композиция и, как ни банально, мое знакомство с творчеством Джеймса началось именно с этого трека. Не так давно вышла компиляция BRIT Awards 2015, где на три CD уместились все главные треки 2014 года – идеальный подарок для человека, который весь год провел в коме. Ранее несколько раз до этого я пытался намеренно послушать Джеймса, но это мне никак не удавалось.

R.H.: Видимо я тоже в стельку банален, ведь именно вместе с этим треком для меня открылся Джеймс Бэй. Композиция очень проникновенная, но тут мне хочется вспомнить группу Ibeyi. Помятуя одну из песен этого дуэта, хочется сказать Джеймсу: раз пришел на реку, то простирни свою душонку и вперед писать красочные и озорные композиции, нечего кого-то там выискивать, заглядывать в глаза и уж точно задерживать реку.

P.G.: Ну что ты, Рэй. Образ реки здесь является метафорой течения жизни, и скорости, с которой она проходит. Музыкант просит задержать реку-жизнь, чтобы заглянуть в глаза (“let me look in your eyes”) и просто побыть рядом (“be by your side”) с возлюбленной. В общем, Джеймс хочет насладиться моментом, продлить его, а не устроить запруду на реке – он же романтик, а не бобер.

P.G.: Кстати, мне не понравилось завершение песни. «Hold Back The River» можно было бы закончить на припеве, но нет, мы слышим еще 15 секунд гитарного улюлюканья.

R.H.: Согласен с тобой, можно было бы закончить и раньше, а то мне начало казаться, что трек пошел по второму кругу.

P.G.: А композцию «Let It Go» на слух почти невозможно отличить от творчества Эда Ширана (который после выхода альбома X стал невыносим). Нехитрый смысл, заложенный в названии композиции, раскрывается в ее припеве:

So come on, let it go
Just let it be
Why don’t you be you?
And I’ll be me?

R.H.: Пожалуй для меня «Let It Go» лучшая на пластинке. А вот к творчеству Эда Ширана я отношусь более чем прохладно и пусть вся Британия объявит мне войну.

P.G.: Ой, зря ты так. Если тебе действительно понравилась “Let It Go”, то у рыжеголового такого добра две пластинки.

P.G.: Но все же наиболее скучны на пластинке лирические баллады Джеймса, коих наберется добрая половина альбома: «Move Together», «Scars» и т. д.

R.H.: В свою очередь мне понравилась ровно половина альбома, т.е. шесть песен: 4 первых и 2 с конца. И вообще считаю, что Chaos and the Calm неплохо сбалансирован: ударно начинается и весьма достойно заканчивается.

P.G.: Думаю, весомую долю успеха исполнителя составляет его выделяющаяся внешность и харизматичность, а творческий талант и вокальные данные отходят на второй план. Сейчас никого не удивишь артистами, исполняющими проникновенные баллады под гитару, их немало наберется и в нашей армии резидентов (Hozier, George Ezra, Luke Sital-Singh), не говоря уж о тех исполнителях, которые в представлении не нуждаются (опять же Ed Sheeran, Ben Howard).

R.H.: А я то думал, когда же ты отметишь образ нашего сегодняшнего артиста. Даже заготовил пару шуток, про то, что образ Джеймса настолько же легендарен, как образ Михаила Боярского, только не хватает шарфика футбольго клуба Зенит. И на любой вопрос Джеймс с уверенностью может ответить: “все дело в шляпе”. Мне очень не нравятся его длинные волосы. Я конечно понимаю, что данный атрибут придает шарма. Но увы, зачастую эти самые патлы выглядят совершенно неопрятно и создают впечатление пробитой деревенщины.

R.H.: По-моему секрет успеха Джеймса весьма прост, стоит лишь почитать его биографию. Все дело в том, что Джеймс это совершенно обычный парень из маленького городка в часе езды от Лондона. Он сам начал бренчать на гитаре и постепенно, преодолевая разнообразные препятствия, смог переехать в Лондон и добиться всеобщего уважения.

P.G.: Что касается альбома, то я разочарован. Нет, это хорошая качественная музыка, а Джеймс – добрый и искренний парень. Пожалуй, я просто не являюсь целевой аудиторией; красивый парень в шляпе и с гитарой нравится в первую очередь представительницам прекрасной половины человечества.

R.H.: Ну а меня альбом вполне устроил. Я не ожидал от него многого, а то, что получил – очень и очень годно. Можно смело занести шесть песен в плюс, что есть весьма высокий показатель для дебютной работы.