Foals

Foals – Everything Not Saved Will Be Lost – Part 1

Сложно. Слово, которое сразу приходит на ум при прослушивании первой части пятого студийного альбома Everything Not Saved Will Be Lost, Part 1 от оксфордцев Foals. Сложно и неправильно рассматривать этот альбом просто как набор композиций, связанных стилистически и тематически. Everything Not Saved Will Be Lost – это полноценный акт современного искусства, несущий определенный смысловой, эстетический и культурный посыл всему человечеству.

Сложно достичь должного понимания витиеватых строк текста и оригинальных аранжировок, просто наслаждаясь прослушиванием. Определенно, нужно вникать глубже, понимать каждую отсылку, замечать “пасхалки”, а это, увы, сложно.

Предыстория

Foals начали записывать пятый лонгплей в конце 2017 года. Весь прошлый год группа провела в студии, записывая обе части альбома. Они работали с синтезаторами и аналоговым электронным оборудованием, намекая на более электронное направление в последующих записях.

Я думаю, полезно быть голодным [до творчества] и делать большие перерывы между записями, удивлять, быть непредсказуемыми и развиваться. Для групп важно развиваться, и я думаю, что это одна из причин, по которой нам все еще интересно [заниматься музыкой] после четырех выпущенных альбомов.

Яннис Филиппакис, интервью для NME

Альбом был анонсирован 9 января 2019 года в твиттере группы. Было заявлено, что Everything Not Saved Will Be Lost будет состоять из двух частей, релиз второй части намечен на осень 2019 года. В то же время, группа подтвердила, что это будут два отдельных альбома, а не один, разделенный пополам.

Спустя полторы недели после анонса на сайте группы появилось обращение:

Всем нашим терпеливым поклонникам,

Нам не терпится поделиться с вами работой, в которую мы вкладывали себя на протяжении последних 18 месяцев. Грядущие альбомы – две половины одного медальона. Их можно слушать и оценивать отдельно, но фундаментально это две части одного целого.

В музыкальном плане мы выдвинули себя до самого предела. В лирическом смысле эти песни отражают текущие мировые события. Эти песни – белые флаги, или зеркала, или попытки преодолеть трудные времена, в которые мы живем … каждая по-своему.

Так что спасибо за вашу поддержку и любовь. Мы не можем дождаться момента, когда сможем поделиться с вами новыми альбомами и увидеть ваши лица в толпе. Будьте готовы – хиты на подходе.

Яннис, Джимми, Джек и Эдвин

Интересный факт: все четыре предыдущих альбома Foals записаны в разных странах: Antidotes в США (Бруклин), Total Life Forever в Швеции (Гетеборг), Holy Fire в родной Англии (Лондон), What Went Down во Франции (Сен-Реми-де-Прованс). На этом моменте коллектив рушит красивую традицию и записывает обе части Everything Not Saved Will Be Lost дома, в Англии. В этом есть определенный символизм, означающий разрушение старого и создание нового.

Если продолжить развивать мысль о символизме, то стоит упомянуть и расставание с одним из основателей группы – бас-гитаристом Уолтером Джерверсом.

Обложка

Визуальное оформление пластинки Everything Not Saved Will Be Lost напоминает обложку альбома Surrender от соотечественников Foals – небезызвестных Hurts. В тот раз мы не нашли никаких скрытых подтекстов в постере Hurts, а может быть просто поленились их искать. У Foals все гораздо глубже.

Foals - Everything Not Saved Will Be Lost – Part 1
Foals – Everything Not Saved Will Be Lost – Part 1

Их этикетка – работа эквадорского фотографа Висенте Муньеза из цикла Sublimis. Смысл Sublimis – исследование неизбежной борьбы человека и природы, желание контролировать и покорять природу. Рискнем предположить, что обложка второй части также будет позаимствована из цикла Sublimis.

Альбом

Альбом открывается композицией “Moonlight”: голос с наложенным электронным эффектом, гитарный перебор, тягучий вокал Янниса – всё это сливается воедино, ближе к концу песни – рассинхронизируется, а за 10 секунд до конца у композиции и вовсе резко ломается мелодия. Звучит странно и не имеет очевидного логического объяснения.


Ведущий сингл “Exists” – самая продолжительная песня на альбоме. Без малого шесть минут монотонных мерцающих гитар. В этой композиции нет ярких эмоциональных всплесков и красочных переходов. Ощущение, будто бы едешь на гужевой повозке и разглядываешь медленно сменяющийся пейзаж.

Песня посвящена климатическим изменениям:

Вы читаете об этих технологических миллиардерах  которые покупают бункеры в Новой Зеландии. Эта песня представляет собой вдохновленную Эшером антиутопическую фантазию, за исключением того, что она довольно близка к реальности…

Яннис Филиппакис, интервью для Q Magazine

По словам Янниса, ритмический рисунок “Exits” отсылает к “Sledgehammer” Питера Гэбриэла и “Life’s What You Make It” группы Talk Talk.

Выход сингла сопровождался любопытным перформансом: 16 января рядом с выходами из станций метро в разных городах мира были спрятаны конверты с текстом песни. В прочем, Foals – не первые, кто подогревает интерес к грядущему релизу столь необычным образом: достаточно вспомнить выходку тех же Imagine Dragons.


“White Onions” – динамичная и дерзкая композиция композиция с ориентальным мотивом, жирным гитарным рифом и взрывным вокалом –  один из потенциальных бэнгеров на пластике. Слоистые мелодии и повторяющийся строчки текста звучат остро и красочно.


“In Degrees” – танцевальная композиция о том, как отношения с близкими людьми постепенно разрушаются от времени и расстояния. Название намекает на надвигающуюся угрозу климатических изменений.

Нагруженная синтезаторами “In Degrees” приводится в движение хаус-битом и звучит, будто бы LCD Soundsystem переосмыслили нашу “My Number”. У нас было желание написать музыку, которая заставила бы нас чувствовать себя хорошо физически. Мы не делали подобных танцевальных вещей со времен Holy Fire. В композиции большое внимание уделяется груву.

Яннис Филиппакис, интервью для Q Magazine

“Syrups” – очередная композиция про конец света: “Когда моему пути придет конец / упаду ли я на колени в молитве?”


“On The Luna” – второй сингл с альбома, релиз состоялся 14 февраля. На следующий день после выпуска в твиттере Foals появилась фотография с текстом песни, на которой видно, что первоначально композиция называлась “End of Days”. Исходя из этого факта, у поклонников творчества Foals есть теория, что Agitator, Extricator, Infiltrator и Hesitator, упоминающиеся в пред-припеве песни, есть ни что иное как интерпретация четырех всадников апокалипсиса, в то время как Evacuator-Emancipator является прообразом спасителя.  На наш взгляд, это одна из лучших композиций альбома.


“Cafe D’Athens”– одна из немногих проходных композиций на альбоме, не привлекает ни мелодией, ни вокалом, ни содержанием. Кстати, в тексте этой песни, как и во многих других на альбоме, нет упоминаний названия композиции, поэтом при чем тут Кафе “Афины” – остается загадкой.“Surf, Pt. 1” – небольшая (44 секунды) инструментальная вставка, которая плавно подводит слушателя к окончанию альбома.


“Sunday” – трогательная песня о последних мгновениях лирического героя перед концом света. Прослеживается отсылка к библейскому сюжету и создании мира за семь дней, в прочем у Foals речь идет скорее не о создании, а о разрушении. Деструктивный посыл прослеживается на протяжении всей пластинки и растворяется в итоговой композиции.


Мрачная клавишная “I’m Done with the World (& It’s Done with Me)” закрывает этот альбом. Мертвые лисы в саду, горящие живые изгороди, осенний день как символ ухудшения экологии – к этим образам к концу альбома мы уже привыкли и ничему не удивляемся.

Эпилог

Звук альбома Everything Not Saved Will Be Lost – это настоящий британский стиль, особая легко узнаваемая марка во всем мире, которая наслаивается на осмысленное содержание. 

Пластинка отравлена беспросветным пессимизмом относительно текущего состояния окружающей среды и будущего человечества в целом. Многие артисты своим творчеством призывают искать решения глобальных проблем человечества, но Foals воздействуют на слушателя с другой стороны. В их песнях нет призыва к действию, вместо этого музыканты создают своё представление недалекого будущего. При прослушивании в сознании непроизвольно всплывают образы радиоактивной пустыни, метеоритного дождя, всемирного потопа. Вероятно, созидательному процессу будет посвящена вторая часть дилогии Foals. 

Пожалуй, можно назвать этот альбом интеллектуальным и, определенно, не массовым. А каким будет новый звук и новое творчество Foals мы узнаем немного позже.